Евгения Исаевна — масштабная личность, государственный деятель

Если спросят меня: «Знаете ли Вы хорошо Исаевну?», то дать однозначный ответ: «Да, знаю», или «Нет, не знаю» будет затруднительно. Попробую ответить сначала так, «Да, знаю».

Во–первых, мы оба учители математики. И выбрали эту специальность не просто так, а по велению сердца, и дороги, по которым мы шагали, набирая опыт, почти одинаковые. Так, после окончания Якутского государственного университета Евгения Исаевна, тогда молодая городская девушка, не побоялась поехать работать учителем математики в далекую северную школу Булунского района. Об этом она рассказывала так: «На пятом курсе физмата ЯГУ меня избрали секретарем комсомольской организации. Где-то в марте, в преддверии выпуска, у нас была встреча с министром просвещения Николаем Ивановичем Шариным. Он рассказал, что в северных школах не хватает учителей математики и физики, дети не получают знания по главным предметам. Молодой, симпатичный, степенный министр мне очень понравился, захотелось помочь ему. И я призвала всех ехать работать на Север. Отправилась туда и сама, с двумя подругами; Света Егорова в Среднеколымск, а мы с Нелли Шаповой — в Булун…» (из книги «Человеческий капитал Евгении Михайловой», стр. 126).

Вот так решительно с первых шагов, она начала работать учителем математики на самом что ни есть севере, не побоявшись полярных ночей с сильной пургой и длительной зимой. Характер…

И не удивительно, что спустя многие-многие годы ее не забывают в селе Намы Булунского района, в котором молодая, красивая, задорная комсомолка оставила свой неизгладимый след. Далее, она продолжила работать учителем математики опять в сельской глубинке, в Томпонском улусе, в Мегино-Алданской СОШ. Евгения Исаевна настолько хорошо работала, что ее метод работы стал темой дипломной работы студентки физико-математического факультета ЯГУ Васильевой Лидии Афанасьевны по теме: «Пути активизации познавательной деятельности учащихся (из опыта работы старшей учительницы математики Мегино-Алданской средней школы Томпонского района Михайловой Евгении Исаевны)». Вот так, не много и не мало… Это надо заслужить, чтобы методика работы учительницы из глубинной сельской школы удостоилась чести научного исследования, пусть и студентки, но главная научная деятельность Исаевны ждала своего часа… И, забегая вперед, скажу, что она состоялась как доктор педагогических наук, член Российской академии образования.

И так, проработав около десяти лет в сельских школах, узнав все нюансы жизни сельской глубинки она, наконец-то, переехала в город. И продолжила опять-таки работать учителем математики в городской школе № 20 и внеклассным организатором. Конечно же, инициативную, молодую и энергичную учительницу заметили инспекторы управления образования города Якутска и пригласили ее работать инспектором школ в гуно.

По признанию самой Евгении Исаевны, она не хотела уходить из школы на руководящую должность, ей нравилось работа учителя, ученики, коллеги и родители. И планов было много… Но, все же поняв, что, работая в управлении образования города она сможет принести гораздо больше пользы огромному количеству людей: учащимся города, педагогам и родителям согласилась. Время показало правильность выбора. Именно в трудное для всех время, которое назвали «смутное» смены ценностей, ориентиров советского общества к месту и в нужное время оказалась Евгения Исаевна…

К чему это я? К тому, что человек, который прошел путь, как говорится «от станка», то есть от учительской доски, с простым мелом в руках, познавший жизнь в самых экстремальных условиях знал, что надо делать, как сплотить людей на общее дело. Она душой и сердцем познала все тонкости и нюансы образовательного процесса в целом, и потому в самое что ни есть сложное время, Евгении Исаевне удалось не только сохранить в целости и сохранности образовательные учреждения города, но и придать им новый импульс, который позволил педагогам столицы открыть новые инновационные и вариативные пути развития, вдохнуть свежий ветер перемен в образовательный процесс в целом.

Все что было сделано ею в годы работы начальником гуно города Якутска проросло, встало и окрепло, и в настоящее время образовательный уровень городских школ в числе передовых не только Якутии, но и далеко за ее пределами. Закономерно, что Евгения Исаевна не остановилась в своем развитии, а смело шагала вперед, увлекая за собой уже весь педагогический коллектив республики на новые рубежи, к новым вершинам и к новой школе ХХI века как министр образования, как государственный деятель.

Сейчас никого не удивишь компьютерами нового поколения во всех школах республики, а теперь информационные технологии уже прочно вошли в практику общеобразовательных школ. А ведь каких-то 30 лет назад невозможно даже было представить о таком прорыве. За всем этим стоит великий, кропотливый, ежедневный труд Евгении Исаевны, ее умение видеть перспективу далеко вперед, умение ценить и опираться на коллег, соратников, сподвижников.

Неоценим вклад в деле развития высшего образования республики, по взращиванию специалистов нового поколения в Северо-Восточном университете имени Максима Кировича Аммосова, как первого ректора федерального университета. Все не перечислить, но ее деяния и чаяния по обновлению содержания подготовки высококвалифицированных кадров, укреплению материально-технической базы СВФУ, оснащению современными техническими средствами учебных лабораторий, строительству общежитий, благоустройства останутся в истории университета и будут вписаны золотыми буквами в летопись Якутии.

У Евгении Исаевны удивительно доброе и понимающее всех сердце. Ее мудрость и доброта известны всем, от студента до профессоров. Скольким людям она по-матерински, без лишних слов и выпячивания помогла словом и делом трудно сосчитать. Об этом, наверное, напишут и расскажут потомки.

Я начала с того, что знаю ли я Исаевну? Да, как уже написала выше, знаю ее как коллегу – блестящего учителя математики, руководителя образования в целом по республике, и, наконец, знаю ее как человека истинно благородного и интеллигентного. В этом моя душа и сердце созвучны с Исаевной. Я чувствую это… Ибо я тоже учитель математики, немало лет проработавшая в разных отдаленных северных школах и в моей руке самым доступным инструментом тогда был белый мел, который тогда был в дефиците… Я топила печурку под вой зимней метели в полярную ночь в арктических улусах и на двух Полюсах холода. Мы ни на что не жаловались и надеялись только на свои силы и работали, не жалея сил во имя светлого будущего. И в этом мы схожи и потому говорю, что «знаю» …

А на вопрос, знаете ли, хорошо, отвечаю «Нет, не знаю» … И это тоже верно.  Почему? Да потому что Евгения Исаевна человек большого уровня, масштабная личность, государственный деятель. И ее мысли, дела грандиозны и масштабны, не будет преувеличением, если скажу больше — они планетарные и не поддаются однозначному знаменателю. Несомненно, что ее личный вклад в целом в развитии образования огромен, это вклад в будущее республики, в будущее граждан России. Об этом в новейшей истории развития общества еще предстоит осмыслить и оценить…

И что самое главное, на мой взгляд, при всей своей занятности и знаменитости Евгения Исаевна истинная женщина в самом глубоком понимании этого понятия: она многодетная мать, бабушка и хозяйка большой и дружной семьи. Красивая, стильная и умная женщина про которую можно сказать: “Она не станет спорить до хрипоты, отстаивая собственное мнение, сыпля доводами, а то и вещественными доказательствами, справедливо полагая, что жизнь рано или поздно расставляет всё по своим местам”. Да.

В канун юбилея я всею душой желаю крепкого здоровья уважаемой Евгении Исаевне, счастья и благополучия ее семье, детям, внукам и будущим правнукам.

 

Винокурова Маргарита Егоровна, кандидат педагогических наук,

Отличник просвещения РСФСР, Учитель учителей РС(Я), Почетный ветеран системы образования МО РС(Я,

Почетный гражданин Эвено-Бытантайского, Оймяконского улусов,

кавалер медали “За заслуги перед Севером”, член СЖ РФ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *